Мысли вслух



Евгений Колесов «Китаец»
(17 июля 2017)

Займитесь котойогой со своим котом!
(29 мая 2017)

Бактерии кишечника способны менять поведение человека
(23 июня 2016)

Плющенко и Навка «спелись» под Пугачеву
(25 января 2016)

В Школе драматического искусства сыграли «Русский блюз»
(28 октября 2015)

Премьера комедийного спектакля «Мужчина нарасхват»
(16 сентября 2015)

Алла Пугачева может себе позволить поработать бесплатно
(12 февраля 2015)

Жизнь по нюрнбергскому счету
(26 января 2015)

Поль Фурнель «Читалка»
(12 января 2015)

В поисках Бернадетт Фокс
(1 июля 2015)

Это увлекательный был аттракцион...
(28 марта 2014)

Скоро осень, за окнами - «Август»...
(5 марта 2014)

Роберт М. Эдсел и Брет Уиттер «Охотники за сокровищами»
(20 февраля 2014)

Oscar Shorts: краткость - сестра таланта
(15 января 2014)

«Последние свидания» Ивана Бунина
(26 сентября 2013)

Таня Терешина сыграла свадьбу прямо на красной дорожке
(9 июня 2013)

Диана Арбенина «заказала» победителя шоу «Фактор А»
(19 апреля 2013)

«Фактор А» ждет «женский» финал
(13 апреля 2013)

Нидерландский Театр Танца расширяет наши «Горизонты»
(28 марта 2013)

неАмериканские горки
(12 марта 2013)

Горшенев снова точит бритву...
(26 февраля 2013)

Пугачева встретила Первое воскресенье весны досрочно
(30 ноября 2012)

Загадочные цифры отечественного шоу-бизнеса
(30 ноября 2012)

У Максима Галкина появился двойник
(23 мая 2012)

На борьбу с оппозицией брошен Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы
(14 мая 2012)

Белка и Стрелка отправятся на Луну
(20 марта 2012)

Пугачева и Макаревич назвали Жириновского психопатом
(16 февраля 2012)

Международный фестиваль современной музыки и медиа искусства MIGZ 2011
(15 мая 2011)

Музыкальный WWWинегрет
(11 сентября 2006)

Почему образование наших детей становится платным
(23 июня 2006)

Очереди в поликлиниках могут стать значительно короче
(23 июня 2006)

Realty show в каждый дом
(27 ноября 2002)

Компьютерная Манька Аблигация
(25 сентября 2002)

Российская журналистика между добром и злом
(17 января 2002)

Абракадабра на HTML-е
(ноябрь 2001)

Как и что можено сэкономить, «разорившись» на интернет
(январь 1998)

Как проснуться знаменитым уже на следующее утро
(12 декабря 1997)

Виртуальный шоу-бизнес
(октябрь 1997)

на сайт

Екатерина Архипова

Найдётся ли в паутине место для книжного червя

Сетевая литература в России своим появлением во многом, если не во всем, обязана прежде всего «самиздату», т.е. вся та литература, которая десятилетиями ходила «в списках», слепых машинописных копиях, и т.д., с появлением Интернета силами бескорыстно влюбленных в печатное слово «книжных червей» тут же нашла себе достойное место в «паутине». Можно, конечно, спорить о качестве представленных в сети текстов, о правомерности публикации произведений без ведома авторов (что случается довольно часто, хотя и далеко не всегда), но, как бы то ни было, сетевая литература как явление так или иначе существует, и объемы представляемой информации подчас значительно превышают иные библиотечные фонды (кстати, сейчас многое из этих богатств потихоньку перекочевывает на пиратские CD-ROMы, в сборники вроде Библиотеки в кармане). Это с одной стороны. А с другой, Интернет - это самый простой, самый быстрый, в определенном смысле самый дешевый и в то же время безцензурный способ публикации для любого начинающего автора.

Денег вы, конечно, таким образом вряд ли заработаете (если, разумеется, не установите абонентскую плату для своих читателей), но аудиторию, размеры которой во многом зависят от вашего умения возбуждать интерес к себе или своему творчеству, приобретете. Я, например, таким образом издала сборник своих стихов и теперь подумываю о том, что бы такое еще сотворить с учетом тех возможностей и преимуществ, которые имеет сетевая литература по отношению к литературе как таковой. Сами понимаете, что речь идет не только об игре цветом, шрифтами, фоном, использовании картинок и фотографий. С учетом определенных затрат всего этого можно достигнуть и при издании самой обыкновенной книги (кстати, проиллюстрировать эту мысль могут, в частности, опубликованные в январском номере «Домашнего компьютера» фрагменты книги Андрея Вознесенского «Casino Россия»). А вот элементы анимации, другие визуальные эффекты, работа со звуком - это уже прерогатива WWW. Можно же писать специально в расчете на дальнейшее размещение своих произведений в паутине, с соответствующим использованием множества заложенных в ней «наворотов». Мне, скажем, представляется бесспорным, что, публикуя в сети драматургические произведения, автор может уже сразу в известной мере заложить сценическую трактовку своей пьесы. А, допустим, киносценарий - насколько нагляднее его можно представить именно в WWW. Сетевая литература в сущности может стать совершенно особым жанром (при этом, я считаю, она не заменит своим существованием существование традиционной литературы, так же, как телевидение не «отменило» театра и кино), как только появятся авторы и произведения, способные стать ее флагманом. И, весьма вероятно, это дело совсем недалекого будущего. Не говоря уже о том, что многие мультимедийные продукты уже сейчас являются одним из ориентиров на этом пути.

Но вернемся в настоящее. Конечно, далеко не каждый начинающий автор имеет под рукой компьютер, да еще подключенный к Интернету, но это не значит, что у него нет возможности разместить свои произведения во всемирной сети. Скажем, на сайте «Виртуальное чтиво» в рубрике «самиздат» публикуются произведения именно такого рода. Так что если издательства не спешат заключать с вами контракт, вы вполне можете обойтись без того, чтобы обивать чьи-то пороги, достаточно отправить свои тексты по указанному адресу при помощи электронной почты.

Естественно, размещают в паутине свои работы не только малоизвестные поэты и писатели, на чьи сайты можно наткнуться скорее случайно. По, наверняка, хорошо известному адресу вы найдете, например, такие основополагающие для творчества любимой многими группы «Митьки» произведения, как «Митьки», «Максим и Федор», «Папуас из Гондураса». Также современная русская литература представлена на сайте «Новый геликон» А.Житинского. Но все-таки «книжному червю" придется основательно потрудиться, чтобы найти именно то, что его интересует, потому что на сегодняшний день русская сетевая литература в большей степени - удел энтузиастов, таких, как Евгений Пескин, организовавший свою Публичную электронную библиотеку по произведениям русской классической литературы, а не серьезных научных фондов. В этом есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, дилетанты потому таковыми и считаются, что не могут обеспечить должный фундаментальный подход к такому масштабному понятию, каковым, безусловно, является литература, не владеют требуемой методологией, не могут провести должный анализ представленных в «паутине» ресурсов, но зато могут и обеспечивают потрясающее разнообразие их классификации. Например, Библиотеку Розы Азоровой (вот и попробуйте догадаться, что это обозначает), или Библиотеку информации для туристов и путешественников, которая окажется весьма полезна как начинающим путешественникам, так и опытным туристам.

Эта ситуация, очевидно, еще сохранится в течение какого-то времени. Если государство не в состоянии профинансировать сами объекты культуры и образования, наивно предполагать, что оно выделит средства на создание фундаментального электронного каталога библиотечных ресурсов России. В нашей стране, как известно, спасение утопающего дело рук самого утопающего, поэтому, возможно, подобную работу могли хотя бы начать наши крупные образовательные центры, такие, как Государственный Университет (поскольку связь между наукой, образованием и книгой самая прямая), причем, силами своих же студентов. Ведь любая курсовая работа, например, по базам данных может носить не абстрактный, а вполне прикладной характер. Нужно просто кому-то проявить инициативу. И такие проекты, наверняка, уже существуют (причем, не только в России, но и в других странах, где изучают русскую литературу, особенно это касается Америки и Израиля), но они в силу разных причин почти совершенно не «раскручены». И, например, Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту РФ, разместившая в сети свой виртуальный филиал, где любой желающий может ознакомиться, по меньшей мере, с электронным каталогом этой специализированной библиотеки, известна гораздо меньше, чем Русский клуб «У Агамы», позволяющий через Интернет воспользоваться, скажем, словарем Ожегова. При этом удаленность от центра или близость к нему не имеют никакого значения как для наличия или отсутствия виртуального адреса, так и для популярности находящегося по этому адресу ресурса. В «паутине» нет координат Центральной городской детской им. А.П.Гайдара или Центральной библиотеки Московского Дома Литераторов, прописанных, как известно, в столице, зато там представлены, к примеру, Национальная библиотека Удмуртской Республики и Научно-педагогическая библиотека Республики Беларусь.

Активно осваивают пространства сети, что не удивительно, и книжные магазины. На достаточно регулярно обновляемой, хотя и не очень обширной, виртуальной странице Торгового Дома Библио-Глобус вы можете не только узнать о представленных в продаже новинках всей гаммы продуктов магазина (книги, CD, канцелярские товары и т.д.), ознакомиться с книжным рейтингом и анонсом мероприятий, проводимых ТД, таких, как презентации новых книг, но также и осуществить заказ книги из-за рубежа.

Кстати, если упоминавшийся выше книжный рейтинг отражает ситуацию на рынке, с литературными пристрастиями «навигаторов» вы можете познакомиться, побывав, например, на сайте «Лучшая книга» и там же высказать свое мнение на этот счет.

Напоследок хочу еще отметить вот что. Безусловно, для чтения книга вообще удобнее, чем экран монитора, но существуют разные варианты, когда этот постулат оказывается не совсем верен. Приведу пару примеров. Допустим, вас интересует не вся книга, а ее отдельный фрагмент или цитата для какой-нибудь курсовой работы. В этом случае, гораздо проще воспользоваться компьютеризированным текстом. И нужный фрагмент будет найден автоматически, и необходимую цитату не придется перепечатывать. Или же вам срочно нужно ознакомиться с каким-то материалом, а времени на поездку в библиотеку уже нет, или же такая необходимость возникла, когда библиотека уже закрылась. Не говоря уже о том, что далеко не всем повезло жить в Москве или другом крупном культурном центре. Сами понимаете, какие в Урюпинске библиотеки. А если вы скажете, что в Урюпинске и с Интернетом не важно, то будете не совсем правы. Ибо библиотека дело общественное и что от кого зависит, сами знаете, а контакт с WWW зависит только от возможностей частного лица. Каковым и является «книжный червь».

«Домашний компьютер» апрель 1998